Результатом выступления сборной Казахстана по тяжелой атлетике на чемпионате мира в Ашхабаде стали две медали: серебряная и бронзовая. На пьедестал взошли Арли Чонтейи Надежда Лихачева.
Без наград остались олимпийский чемпион, призеры ОИ и прошлых мировых первенств. Для кого-то может показаться, что надежды полностью не оправдались. Тем не менее, на этот счет главный тренер команды имеет свое профессиональное мнение. В интервью корреспонденту Vesti.kz Юрий Мельников подвел свои итоги ЧМ-2018, а также рассказал о создании олимпийской группы.
— Юрий Александрович, по вашему мнению, каковы итоги чемпионата мира выступления сборной?
— Чемпионат мира в Ашхабаде — наше первое выступление после годичного перерыва и, как главный тренер сборной, заявляю — ребята выступили достойно! Поставленные перед командой задачи были выполнены. Девушки показали отличные результаты, заняв третье место после Китая и Таиланда — сильнейших сборных мира в данном виде спорта. Женская сборная Казахстана по тяжелой атлетике вошла в тройку лидеров среди 90 стран — это отличный результат!
— Если все было выполнено, то какие задачи стояли перед сборной на этом ЧМ?
— В первую очередь, ребята должны были почувствовать соревновательный помост после годичного отсутствия. В психологическом плане — это очень важный аспект здоровья любого спортсмена. По инициативе нашего руководства с командой с недавнего времени работают психологи мирового уровня и специалисты в области восстановительной медицины, которые внесли свой значимый вклад в подготовку команды.
Вторым важным моментом на данном ЧМ для ребят было попробовать себя в новых весовых категориях. Присмотреться к своим новым соперникам.
— С этого года в тяжелой атлетике вообще много нововведений…
— Да, для всех стран мира этот ЧМ в Ашхабаде стал экспериментальным. Никто не знал ни своих соперников, ни приблизительных результатов, ни рекордов. В такой ситуации оказались абсолютно все команды. Введены новые правила квалификации на Олимпийские игры, новые категории. Теперь, по итогам, когда мы можем провести анализ результатов, мы выработаем новую стратегию с учетом всех нововведений. Уже через год, будет совершенно другая борьба на мировом помосте.
— В связи с этим планируются ли изменения в сборной?
— Изменения необходимы. Теперь, когда сборная попробовала новые для себя категории, мы будем работать над достижением правильного баланса между здоровьем спортсменов и высоких рекордов для страны. Приведу пару примеров: Нижату Рахимову в новой категории до 73 килограммов на ЧМ пришлось сгонять вес, и это сказалось на его физической форме. Категория до 102 килограммов стала не олимпийской, поэтому Илья Ильин с большой вероятностью перейдет в категорию выше.
— Кстати, об Ильине. Болельщики очень болезненно восприняли новость о том, что он не принял участие в соревнованиях. Как прокомментируете?
— Илья — опытный спортсмен. Он еще заявит о себе на мировом помосте. К сожалению, травмы неизбежны в данном виде спорта, и его старая травма дала о себе знать не вовремя. Я очень надеюсь, что болельщики его поймут и поддержат.
— Этот чемпионат многим запомнится еще и нововведениями в судейском процессе, конфликты были у нескольких сборных…
— Не стану комментировать другие сборные, скажу только, что в нашем случае трое судей засчитывают подход Раушан Мешитхановой, а жюри отменяет их решение. И это профессиональные судьи с многолетним опытом. Какие-либо комментарии по новым правилам судейства не принимаются. Однако уже со следующего года в тяжелой атлетике по примеру других видов спорта вводится система видеоповторов, с помощью которых спорные решения могут быть просмотрены по требованию спортсмена или его команды. Надеемся, что нововведения повысят качество принимаемых судьями решений и сведут к минимуму судейские ошибки.
— После годичной дисквалификации ощущали ли на себе «особое» внимание антидопинговых организаций в Ашхабаде?
— Наша сборная находится под пристальным вниманием IWF и WADA. Не только на чемпионатах мира но и в целом. С 2016 года, после последних ОИ в Рио, наша команда сдала рекордное количество допинг-проб. Только на одном из последних УТС в Сочи мы успешно прошли четыре контроля.
У Федерации тяжелой атлетики Казахстана за последние три года нет ни одного положительного результата допинг проб. Честная и чистая борьба — это правило, которого мы придерживаемся.
— Как планируете дальше строить тренировочный процесс?
— Перед ЧМ в Ашхабаде сборная и тренерский штаб встречались с президентом Федерации — Жанатом Тусупбековым. По итогам встречи было принято решение сформировать олимпийскую группу из спортсменов, показавших лучший результат на текущем ЧМ. Им предстоит усиленная подготовка к ОИ в Токио в 2020 году. Для ясности хочу уточнить, что места не будут распределены за кем-то определенным, каждому спортсмену нужно будет доказывать свое место в олимпийской группе вплоть до 2020 года. Для остальных — будут продолжены тренировки. Помимо ОИ есть еще мировые первенства и чемпионаты. Отдыхать нам некогда. Уже ведется усиленная подготовка команды к предстоящему Кубку Катара, стартующему 19 декабря.
— Расскажите подробнее..
— Кубок Катара является турниром «серебряного» уровня в системе квалификации IWF на ОИ-2020. Скорее всего, туда отправятся и те ребята, кто не выступал на этом чемпионате мира. Ведь это очень тяжело, когда между турнирами временной промежуток всего лишь месяц.
Напомним, в Ашхабаде выступили 19 казахстанских тяжелоатлетов. Как говорили выше, в активе команды только две медали. Не вышел на помост из-за проблем со здоровьем четырехкратный чемпион мира Илья Ильин.