Омар Мустафин: «Наш приоритет — продвижение чистого спорта»
7 февраля, 2018Генеральный секретарь Федерации тяжелой атлетики Казахстана Омар Мустафин внес ясность относительно нескольких вопросов, возникших в последнее время. В частности, в интервью Vesti.kz, он рассказал о возвращении Ильи Ильина на помост, о новой системе квалификации на Олимпийские игры и об антидопинговой работе.
— Дисквалификация Ильина. Не моли бы вы внести ясность в этот вопрос?
— Да, конечно, здесь все предельно ясно: срок дисквалификации Ильи Ильина составляет два года, а именно с 10 июня 2016 до 10 июня 2018 года. При этом, с учетом того, что казахстанская федерация отстранена от участия в международных турнирах до 19 октября 2018 года, Илья, как и другие казахстанские тяжелоатлеты, сможет принять участие в международных соревнованиях под эгидой Международной федерации тяжелой атлетики (IWF) только по истечению этого срока. При этом, повторюсь, сама дисквалификация Ильи как спортсмена завершается 10 июня, этот срок остался неизменным. После чего спортсмен имеет полное право полноценно заниматься тренировочной деятельностью, в том числе и в составе сборной РК, а также участвовать в соревнованиях национального уровня.
— Какие сейчас отношения между Ильиным и Федерацией? Делился ли он с вами планами касательно продолжения своей карьеры спортсмена?
— Несмотря на отстранение Ильи, Федерация продолжила с ним рабочие отношения, а именно готовились к слушаниям Дисциплинарной комиссии IWF, работали с группой международных адвокатов, поэтому наши отношения оставались все это время на прежнем уровне. Конечно, мы также ждем решения Ильи о возобновлении карьеры. Ведь, как вам известно, Илья сохранил огромное количество высочайших спортивных титулов, среди которых четыре победы на чемпионатах мира. Сейчас спортсмен находится в расцвете сил, и в условиях чистого спорта, я уверен, он сможет громко и красиво вернуться в соревновательную стезю.
— Выступление казахстанской сборной временно приостановлено, а как дела обстоят с работой ФТА на международном уровне? Не являемся ли мы персоной нон грата?
— Прежде всего хочу отметить, что у нас прекрасные рабочие отношения с IWF. Как вы знаете, вице-президентом IWF и председателем комиссии по маркетингу IWF является казахстанский представитель Жанат Тусупбеков, который ведет активную деятельность на международном поприще. Мы абсолютно точно не являемся персоной нон грата. Всем известно, что весь руководящий и тренерский состав ФТА кардинально изменился с 2013 года. Пришла новая команда, и у нас великолепные отношения с руководством IWF. В конце прошлого года в Астане состоялась крупнейшая антидопинговая конференция IWF, и это, несомненно, является как признаком того, что нам доверяют, так и стремлением Казахстана выйти на новый уровень борьбы с таким пагубным влиянием, как допинг. Более того, в марте этого года в Казахстане запланировано одно из важнейших мероприятий IWF — заседание интерконтинентальной комиссии IWF с участием президента IWF Тамаша Аяна, генерального секретаря Мохамеда Джалуда и президентов всех пяти континентальных федераций тяжелой атлетики. Подытожив вышесказанное, хочу отметить, что, несмотря на дисквалификацию, наша международная деятельность продолжается.
— Какие выводы Федерация сделала для себя после прогремевшего допинг-скандала, какие меры предприняла?
— Точкой отсчета нашей работы в этом направлении мы считаем 13 случаев обнаружения допинга у казахстанских атлетов в течение 2013 года. Такое количество нарушений сигнализировало, что борьбе с допингом ранее не было уделено достаточного внимания. Новая команда ФТА с момента своего прихода начала использовать самые передовые методы борьбы с допингом. Самая главная и эффективная, на наш взгляд, это образовательная деятельность, в ходе которой мы стараемся убедить атлетов, что только в условиях чистого спорта можно достичь по-настоящему значимых результатов, а допинг — это дорога в никуда. В связи с этим, с 2013 года мы кардинально изменили работу Федерации и своим главным приоритетом сделали продвижение чистого спорта. Скажу честно, работа непростая, ведь менять сознание всегда сложно, но постепенно нам это удается. Выдающийся показатель для нас — отсутствие случаев обнаружения допинга среди казахстанских тяжелоатлетов на международном уровне за 2016-2017 года. Помимо образовательных у Федерации есть и карательные функции. А именно: мы на внутреннем уровне берем очень большое количество проб, на каждом соревновании совместно со специалистами КазНДЦ работают антидопинговые офицеры, создан Дисциплинарный комитет ФТА, который занимается работой с тренерами, чьи спортсмены были уличены в применении допинга. Сами спортсмены, как вы знаете, подвергаются санкциям КазНДЦ и ВАДА.
— Известен ли состав сборной на сегодняшний день? Как намерены адаптировать команду к новым весовым категориям?
— Прежде всего, хочу отметить, что состав постоянно меняется, пересматривается и напрямую зависит от спортивных результатов атлета. У нас нет забронированных мест в составе, поэтому на республиканских турнирах у каждого спортсмена есть шанс показать себя и занять свое место в сборной. Что касается подготовки команды к новым весовым категориям, то ожидается, что они поменяются незначительно, а сам подход по подъему штанги, по упражнениям останется неизменным.
— Расскажите подробнее о нововведениях в процессе квалификации на Олимпиаду.
— На самом деле, процесс квалификации значительно усложнен, сокращено количество лицензий на одну страну. В общей сложности, если раньше страна имела возможность завоевать десять лицензий, то к предстоящим Олимпийским играм это количество сокращено до восьми (четыре плюс четыре). Также нововведением является запрет на сдваивание спортсменов в одной весовой категории. В тяжелой атлетике это достаточно распространенное явление, когда спортсмены друг другу помогают тактически, «поджимают» других, что зачастую помогает добиться более высоких результатов, нежели спортсмен был бы один, позволяет варьировать тренерам. Ключевое отличие системы квалификации, которая будет применяться в Токио, от ее предшественниц: ни одному спортсмену не позволят уйти в тень, он должен постоянно тренироваться и быть на виду во всех временных отрезках, то есть постоянно принимать участие в соревнованиях. Если ранее было достаточно двух любых стартов IWF, то сейчас квалификация достаточно сложная — необходимое количество стартов — шесть, среди которых как минимум должно быть два такого уровня, как чемпионат мира или чемпионат Азии. На мой взгляд, данный процесс квалификации более интересен и позволит значительно поднять уровень мировых и азиатских первенств. Также это отличное решение и для борьбы с допингом. Ведь атлет постоянно будет на виду, сдаст, как минимум, шесть соревновательных проб и столько же внесоревновательных, что, несомненно, положительно повлияет на продвижение чистого спорта в мире.